Исповедь украинского моряка
«Что ты знаешь про Украину?» — этот вопрос я задаю во многих странах мира, куда приходит судно на котором я работаю. Вот ответы людей из разных уголков мира:

Португалия: «Ваши женщины едут к нам, чтобы выйти замуж, а мужчины – чтобы работать шахтерами…»
США, Новый Орлеан: «Не уверен, но от вас Косово отделилось»
США, Лос-Анджелес: «У вас много больных СПИДом и нет коммунистов…»
Куба: « Раньше вы жили намного лучше нас, а теперь я слышал, что у вас много безработных…»
Кения: «Это в России…»
Испания: «У вас дома негде работать, красивые женщины, неплохой футбол…»
Мозамбик: «Я учился у Вас, в Минске…»
ЮАР: « Много людей с деньгами приезжает к нам и выкупает грузовые причалы, в
основном русские, украинцы…»
Бельгия: «А мне все равно, я мало знаю о России…»
Англия: «Президент борется с мафией, вы хотите в Евросоюз, братья Кличко, за Манчестер Ютд. играл Канчельскис – он, кажется, тоже украинец…»
Нидерланды: «Сейчас у вас плохо, но у вас уже нет коммунизма, поэтому все должно быть хорошо…»
Польша: «Плохо, что вы не можете ездить в Европу без виз, у нас тоже нет нормальной работы, молодежь вся в Германии и Англии работает, только в Англию нам нужны визы…»
Латвия: «У вас тяжело заработать деньги на квартиру, большая преступность, много
больных СПИДом и туберкулезом, сильные команды, особенно Шахтер и Динамо…»
Китай: «Это раньше была Россия, а теперь у вас президент — женшина, много шахт, как
и у нас, в Китае…»
Россия: «Тимошенко газ ворует, а ваши все молчат. Металл раньше от вас везли, теперь уже нет. А Донбасс и Крым Россия забрать не может, политика, да нам и без них нормально. А в футболе — и наши и ваши — козлы…»
И во всех уголках мира Украина – это Андрей Шевченко!
Теперь от общего к частому. Как вы поняли, я – моряк, и особо политикой не
интересуюсь — некогда. Но неприятно слышать от наших соотечественников в
Испании, Португалии, ЮАР, Марокко и т.д., что мы, оказывается, люди, на которых
можно не обращать внимания. Как не вспомнить моряков Фаины, с которых высчитали
по 50 долларов за разговоры по телефону с домом.
В Марокко стоит судно, брошенное хозяином, на нем 9 украинцев и капитан-россиянин, живут тем, что продают с судна, что можно продать и просят у русскоязычных экипажей покушать и мыло, чтобы помыться… Таких судов-призраков десятки в мире. И везде наши соотечественники… Что уж говорить о том, что капитанами работают хорваты, румыны, болгары, египтяне, голландцы, немцы, русские, греки, а украинцы, как правило, либо не выше старшего помощника, либо капитаны, только с украинским экипажем. Когда наше государство ставит в пример другие страны мира, что, мол, моряки платят налоги с зарплаты, то пусть подумает о том, что у этих моряков полный социальный пакет, ведется учет их деятельности и начисляется пенсия, а ГЛАВНОЕ – за ними стоит государство в любом спорном вопросе! Поэтому филиппинские, танзанийские и индийские моряки работают по 8-9 часов в сутки (это зависит от условий контракта), и имеют четко прописанные условия, когда капитан может заставить работать больше, но с последующей компенсацией либо деньгами, либо возвращением взятого времени плюс плата за переработку. Также в контракте прописываются выходные дни — чаще всего это воскресенье и работа до обеда в субботу. Что мы видим на судах с украинским экипажем?
Во-первых, о выходных забываем сразу. Их могут предоставить на усмотрение капитана, например, на Пасху или Рождество. Но в моей практике были случаи, когда люди работали даже в такие Святые дни. Прости, Господи, старпома Шестопалова Николая Николаевича, старпома Бойко О. В., капитанов Комарова, Золотова, Колядина, Левченко и многих других. Во-вторых, люди отрабатывают не прописанное в контракте время, и столько, сколько скажет старпом или капитан. В случае отказа пишется рапорт, а человека отправляют за свой счет домой…
Кто-то скажет, что это просто так не сделаешь. Я отвечу: как правило, капитан берет в рейс своего боцмана, который полностью зависит от капитана в силу разных причин: возраста, родственных связей, отсутствия должной квалификации, освобождение от физической работы и т.п. Соответственно, ответным жестом будет составление рапорта, а на основании рапорта — Акт об отказе конкретным лицом от работы, ниже приложат характеристику, выдаваемую, опять же, капитаном, о не квалифицированности работника и… дело в шляпе. Родина – встречай героя! К теме Родины и приключений моряков на суше еще вернемся. Бывают случаи в смешанных экипажах, где зарплата боцмана — украинца меньше, чем зарплата матроса-филиппинца: контора, отправившая филиппинца в рейс, обеспечила ему европейскую зарплату. А нашим морякам везде ответ один: «Мы вас сюда силком не тянули, не устраивают ставки — меняйте контору.» И тут же приводят в пример шахтеров Донбасса, которые спускаются в шахту за 400 долларов в месяц, а у нас зарплаты гораздо выше!
ПИТАНИЕ МОРЯКОВ. Мы подолгу оторваны от земли и не имеем возможности питаться так, как нам того хочется, продукты закупаются на весь экипаж. НО! Многие капитаны ведут дела так, что рассматривают деньги, выделяемые фирмой, как свои личные — ведется закупка спиртного, сигарет, различных дефицитных товаров за счет средств, выделенных на еду для экипажа. Отсюда так называемая экономия — явление, когда продуктов, взятых на 2 месяца, хватает на 3 и больше, поэтому экипаж вместо помидоров ест капусту, а вместо пепси пьет воду из цистерны с пресной водой, которая зачастую берется с причала один раз в 2, а то и 3 месяца. Часты случаи, когда и на закупке пресной воды экономят… Тогда после работы нужно успеть помыться, постираться, побриться меньше чем за 1 час, поскольку вода дается по времени. У простых граждан без знакомств, даже на берегу, нет шансов отстоять свои права, а украинец в море еще более бесправен, чем украинец на берегу. Компании, отправляющие людей в море не несут за них никакой ответственности, аргументируя это тем, что за условия содержания отвечает специально назначенное компанией лицо, так называемый DPI, проживающий где-то в Греции, на Кипре и т.п. Ответ этого лица: «Свяжитесь со своей компанией…» — все, круг замкнулся. Можно, конечно, обратиться в профсоюз моряков ITF, но украинцы работают под флагами, которые в этом профсоюзе не состоят и единственное, чем он может нам помочь — это взыскать долги по зарплате. Есть и обратная сторона вызова профсоюза на судно: компании, занимающиеся наймом моряков, вносят борца за права в так называемый черный список, к которому имеет доступ все компании в Украине. Последствия — вас вежливо просят зайти позже, позвонить в конце месяца. Одним словом, от Вас избавляются.
Конечно, субординация на флоте должна быть, иначе будет анархия. Все знают фильм «Первый после Бога», так называют капитанов на военных судах. Беда в том, что украинские капитаны в большинстве своем не соответствуют требованиям иностранных контор, зачастую это запойные пьяницы, а причины своей некомпетентности пытаются искать в других людях. Т.е., если в следующий рейс бельгийский хозяин вызвал грека, то в этом виноват старпом — неправильно загрузил судно. Или 2 помощник — не так проложил курс. 3 помощник — шлюпки грязные, боцман – не контролирует палубную команду, матросы — медленно и плохо мыли трюма, механики — воровали топливо и масло… А то, что капитан судна под флагом Бельгии плохо говорит на английском, четыре месяца из шести был пьян — это пустяк, а утвердили его на должность, потому что брат его жены — суперинтендант на Кипре. И все бы ничего, но по таким субъектам судят по общей подготовленности украинцев: если у них такие капитаны, то какие же у них штурманы, механики и матросы?.. Вот и получается, что работать приходиться на меньшую зарплату, только, чтобы наработать стаж, завоевать доверие иностранного хозяина, потому что своего торгового флота у нас, в отличии от той же России, нет. Как говорил Л.М.Кравчук: «Україна не морська держава.» Много трудностей в море, но не меньше их на суше.
МОРЯК НА СУШЕ. Первое о чем хочется сказать — это Послужная книжка моряка. Это не документ, а просто незаконнорожденная дочь советской трудовой книжки. Сама-то трудовая осталась со времен Сталина, как пережиток тоталитарной системы, чтобы привязать людей к одному месту. А что говорить о её побочных детях? Просто кому-то пришло в голову заработать определенную сумму на моряках, которые налогов не платят, на страну не работают, в выборах не участвуют. Вначале ее появления было объявлено, что это трудовая для моряков-подфлажников, и по ней будет считаться стаж и начисляться пенсия, но ни в совбесе, ни в Пенсионном фонде о ней не слышали, соответственно и покупать ее никто не стал. Тогда, как и должно быть в демократическом государстве, морякам объявили, что сертификаты боцманов, матросов и мотористов не будут выдаваться и обмениваться (раз в 5 лет необходимо менять сертификаты) без послужной книжки моряка. Выпускникам Одесской Национальной Морской Академии, Техфлота и Одесской (середухи), было сказано, что дипломы штурманов и механиков получат только при наличии послужной книжки. Интересно куда при этом смотрят в Киеве, ведь дипломы передаются для проверки на лигитимность именно в столицу. Существует еще один способ добывания денег из моряков. Все полученные сертификаты и дипломы несутся в Одессе на ул. Канатную, где их у вас берут для проверки на подлинность, якобы отправляют в Киев. Но зачастую документы нужно менять очень быстро, хозяин не будет ждать, и тогда за 200 долларов (цена на 2006 год) ответ из Киева о подлинности документов приходит не через положенные 3 недели, а через 2 дня. Возможно, это путешествие во времени и пространстве?.. Спросите моряков, которые получали сертификаты на Канатной. Что происходит в других городах? Говорить за Керчь, Мариуполь, Измаил не буду, документы там не получал, но, мне кажется, система работает без сбоев и там.
ТАМОЖНЯ. Наша и африканская таможня дает добро на все, вопрос только в сумме. За 10-20 долларов вас и ваши сумки не будут обыскивать, за 20-30 «зеленых» на судно можно провести кого угодно, за пистолет — как договоришься. Если вы меняетесь в Украине, вам сразу говорят, сколько нужно собрать с экипажа. Тогда досмотр кают, служебных помещений не производится вообще. Но и в этом случае и в Африке, и в Украине нужно спуститься в артелку и набрать продуктов. Здесь вкусы расходятся, африканцы напирают на кур и рис, наши — на колбасу, кофе. Остальное — по вкусу. Все, что было взято, тоже списывается на экипаж, в экономию. Не дай Бог, меняться автобусом. И деньги возьмут, и сумки перероют, расписания у автобуса нет, в отличие от поезда, там-то все равно железная дорога, лимит, а автобус долго стоять может, куда спешить? В аэропорту Борисполя таможенник открыто сказал: «Что-то мало везете. Даром вас пропустить, что-ли?..» На вопрос товарища по опасной работе: «Как это, даром?» — был дан ответ: «Та х…ю всякую тащат. Ну, тогда по 5 баксов и свободны, а то досмотр будем проводить.» А автобус, поезд, самолет по расписанию пропустишь — за свой счет добираться до дома придется…
Вообще у наших чиновников с африканцами странное сходство приходить на судно толпой из 5-10 человек, разложить на столе кучу бумаг, дождаться бутербродов, потребовать пиво, до чего-то приклепаться и т.п. Угощение зависит от капитана. Кстати, отдельная графа расходов – Представительские — это деньги, находящиеся на судне, из которых выделяются средства на спиртное, сигареты и т.д. Так вот, представительские ложатся в карман, а все затраченное списывается на питание экипажа, в счет экономии. Такая же ситуация с лоцманами — создается впечатление, что лоцман поднимается на судно выпить кофе с бутербродами, взять пару блоков сигарет, водки и сойти на берег. Так ведут себя лоцманы Африки, Украины, Кубы, но никак не европейцы. В случае, если судно заводиться ночью, европейский лоцман попросит кофе, понимая, что все это берется от экипажа. А в глазах наших и африканских лоцманов загорается волшебное слово: «ХАЛЯВА»… В Европе, за исключением Прибалтики, Совок работает и там, даром, что Евросоюз, проблем с властями не возникает никогда. Один старший помощник на собрании перед приходом в африканскую страну: «Будьте внимательны с властями, они пи..сы, они у нас учились…»
Рядом с нами находится Польша. Наши моряки в сравнении с поляками сироты. Учатся на 3 помощника в Польше всего полгода. Да, ты не сможешь работать 2 помощником и старпомом, но и 6 лет, как у нас в техфлоте или середухе, тоже не потеряешь. В конце концов, ты, работая 3 помощником и получая зарплату офицера, не будешь 6 лет отрывать от семьи и без того невеликую зарплату матроса для того, чтобы оплатить свое обучение. Что-то похожее есть и у нас — за полгода у нас готовят из бывших начальников раций штурманов, а молодому специалисту 6 лет придется тянуть лямку. Так в добавок ко всему еще одна радость для молодежи, о которой на словах у нас все заботятся: отменили кадетские программы, а без стажа рабочий диплом не получить, штурманом или механиком без стажа не возьмут. Нужна взятка и знакомые. Иди и работай матросом или мотористом, а там — как повезет. Не вопрос, если вы — сын капитана или старшего механика. Тогда вы к 23-24 годам станете старшим помощником без проблем. Примеров масса. Например, династия Бойко. Папа — стармех, дядя — проверяет на Канатной сертификаты, старший сын стал старпомом в 28, младший в 23 года. Сколько таких одаренных вундеркиндов по Украине просто не сосчитать… А потом имеем смещение грузов, недостачу, неспособность правильно организовать работу на судне, панику в экстремальных ситуациях… Что уж говорить о детях известных политиков, если даже такого уровня птицы заклевывают тех, кто не из их гнезда, если вы не член семьи и у вас нет хороших знакомых — работайте матросом или мотористом, а к 40 годам сможете пойти 4 механиком или 3 помощником. Система обучения прогнила насквозь, смешны потуги Киева бороться с коррупцией путем введения тестирования, про заочников никто не подумал. Ведь на заочный факультет идут люди, закончившие школу 5, 10 и больше лет назад, когда о тестах знали по голливудским фильмам. Еще одна лазейка для взяточников, вот и все. Хорошо нашим правителям, ведь их дети учатся за границей, не сталкиваясь с законами, которые их родители принимают для украинцев. Вопросов очень много, но людей никто не хочет слушать, а в случае, если человек умеет аргументировано отстоять свою точку зрения, его тихонечко подводят под некомпетентность, халатность или отказ от работы… В моей практике, матроса, указавшего старшему помощнику на явную ошибку, на следующий день, в мороз, отправили на покраску башни грузового крана, на высоту 12 метров, при ходе судна и ветре…
Кто поднимался туда, тот понимает, что испытал тот человек: там и в 40 градусов жары жарко не бывает, а в мороз так совсем свежо, почти смертельно… Если это не издевательство над человеком, то как это назвать? Неважно, что краска не ложилась на холодный металл и что по технологии глупо при температуре воздуха ниже нуля делать подобные работы… Важно то, что старпом доказал матросу, что он главнее… Привет Шестопалову Н. Н…
Самое печальное, что ТАК украинские и российские капитаны и старпомы обращаются только со своими соотечественниками, если в экипаже есть иностранцы — поляки, филиппинцы, ангольцы, индусы — все совсем иначе. Пример капитана Золотова Станислава Станиславовича, когда он вынужден был уехать с судна за свой счет, потому что отдал приказ филиппинцам на завтрак молоко не выдавать, поскольку идет перерасход средств. Филиппинцы смогли отстоять свое право, потому что за ними стоит государство с чиновниками, юристами, профсоюзами. У нас же в любой конторе верят капитану, старпому и стармеху, а матросов, сварщиков, мотористов просто не слушают. Ответ примерно такой: «Вы пришли работать, так работайте, а остальное не ваше дело.»
Вопрос, касающийся медикаментов – это вообще «больная» тема. Их, как правило, аккуратно переписывают каждый месяц, выбрасывают просроченные. Но в случае, когда нужна таблетка, к примеру, от головы, отвечают, что скоро приход в порт, придется списывать все 10 шт., не советуют брать в лазарете, а попросить лекарство у кого-то. Если же человека одолевает серьезный недуг, то ему это ставят в укор, мол, он виноват, что знал о болезни и подкупил медкомиссию, чтобы она на болезнь закрыла глаза. В компании читают лекцию, что на флот приходят работать, а не болеть.
Теперь поговорим о ремонте и снабжении судна. Ремонт — это золотое Эльдорадо для суперинтендантов в первую очередь. Для капитанов и стармехов уже в меньшем масштабе. Воруются просто колоссальные суммы из тех средств, которые выделяются хозяином — иностранцем на ремонт судна. В случае с нашими интендантами, как правило, ремонт заключается в постановке судна в сухой док для очистки днища от морских организмов (да и то пошла сейчас тенденция вызывать водолазов для чистки корпуса, они намного дешевле докования), еще в ремонте могут покрасить корпус судна и трюма (трюмы очень часто красятся во время ремонта, но не рабочими с берега, а силами экипажа). Естественно, в ведомости все записано на рабочих порта. Так же обстоит дело и с покраской подвесных балластных танков, цепных ящиков и многого другого. Суперинтендант договаривается с капитаном, о количестве работы, которая ляжет на плечи экипажа вместо портовых рабочих. Имеет ли капитан финансовую выгоду — я не знаю, капитаном пока не работал. Но знаю точно, что на ремонт, как правило, отправляют уже «прибитых» капитанов и стармехов, т.е. своих людей. Иногда бывает так, что на одном судне один случайный капитан, как бы эксплуатационник, а в ремонты ходит всегда свой человек. Экипажу в таком случае не позавидуешь, ведь помимо своей работы приходиться делать то, что в порту уже якобы сделано…
В моей практике был случай, когда перед приходом в порт Англии весь рядовой состав непрерывно, в течении 22 часов красил крышки и комингсы трюмов, потому что из-за плохой погоды ранее покрасить было невозможно, а в Лондоне ожидался приезд хозяина судна. Как Вы понимаете, судно вышло из ремонта с уже покрашенными трюмами. Вся проблема в безнаказанности тех, кто отвечает за растрату средств… Потому что, как правил, контролируют суперов их бывшие однокашники, родственники, знакомые, которые за определенный процент от украденной суммы доложат хозяину о качественном и своевременном ремонте, а потом мы имеем разламывающиеся пополам суда, неуправляемые рулевые машины, столкновения из-за выхода из строя рулевого устройства и, черт с ним, с судном, оно застраховано и хозяин получит страховку… Но гибнут люди, вот что страшно!.. А в это время суперинтендант «проводит» ремонт еще на одном судне… Совсем не факт, что если гибель произошла не возле берегов Европы, то семья погибшего получит страховку. Европейских профсоюзов наши, такие крутые перед своими рабочими, хозяева бояться, как огня, и предпочитают, чтобы не было скандалов выплачивать всю положенную сумму. Я был свидетелем случая, когда жена погибшего в Ливерпуле моряка получила положенную сумму, компания оплатила доставку гроба в Украину. Но был и другой случай — моряку, получившему травму в Эквадоре, оплатили операцию, но сумму страховки пообещали заплатить уже по приезду домой… Нужно ли говорить, что было дальше? Денег он не получил, потратил свои, когда долечивался в Украине, а в компании ему сказали, что «с того момента, как он сошел с судна, компания за него ответственности не несет…»
Конечно, кто-то скажет, что он сам виноват. Но ведь с ним разговаривал директор крюинговой компании (фактически, крюинг от английского «КРЮ» — «экипаж» — это кадровое агентство по подбору и отправке моряков), пообещал после выздоровления отправить в рейс на хорошем судне… А в результате просто обманул его… Что в этой истории было дальше — не знаю, потому что след того парня потерялся. Скорее всего, пошел в рейс от другой фирмы, семью-то надо кормить…
ЗАРПЛАТА МОРЯКОВ. Её могут задержать на 2 и более месяца, якобы для того, чтобы моряка, если вдруг он не справляется с обязанностями, можно было отправить его за свой счет. Часты случаи, если судно арестовывается по каким-либо причинам, то хозяин судна теряется — и лучшее, что может случиться с экипажем — это отправка домой. Опять же, хорошо, если это случилось в Европе или Северной Америке. А бывают случаи, как с теми ребятами в Марокко. В принципе, с зарплатой проблем особо не возникает, поскольку есть ITF, профсоюз, который внимательно следит за этим.
Вообще, конечно, ситуация вокруг моряков непонятная. Украина готовит много кадров, кадровых агентств тоже много. А моряки, по большому счету, предоставлены сами себе. Мне кажется, что такая неразбериха выгодна тем, кто в 90-е развалил ЧМП, кто скупил ставшие ничейными суда. Теперь украинский моряк вынужден работать не на страну, а на хозяина, который даже налоги не платит в украинскую казну, а платит их по месту нахождения фирмы, как правило, это Греция, Кипр, Великобритания, Россия. Если бы правительство думало о стране, то хотя бы создало какое-то ведомство, отвечающее за контроль в данной области. По примеру Филиппин, моряки, которые подписывают с ГОСУДАРСТВОМ договор о трудоустройстве, платят налоги в казну, получают страховку, зарабатывают стаж, защищены профсоюзом. Я лично согласен платить подоходный налог, зная, что за мной будет стоять профсоюз моряков, официально идти стаж, и что я буду защищен от самодурства руководителей кодексом законов о труде.
Я отразил свою точку зрения на происходящее в украинском морском бизнесе. Можете не верить тому, что здесь прочитали. Просто на многое в нашей стране закрываются глаза, поддерживают тех, кто с большими правами… Короче, я просто высказался о том, что уже давно хотел сказать. Как говорил Верещагин в «БЕЛОМ СОЛНЦЕ ПУСТЫНИ»: «Мне за державу обидно…» Неужели наши люди заслуживают худших условий работы, чем танзанийцы, филиппинцы, индусы и ангольцы? Ведь мы же все-таки живем в стране, которая географически находится в Европе! И если в Евросоюз нас не принимают, то нужно создавать условия для своих граждан, хотя бы приближенные к европейским… Но пока мы движемся в направлении Китая, С.Кореи, Бирмы, Ирана. Я говорю не об идеологии в государстве, а об условиях работы, в которых трудятся украинцы — граждане самой большой в Европе страны…

Борщ Володимир

http://www.komitet12.org.ua/pokolenie-ch/ispoved-ukrainskogo-moryaka.html